Когда в конце 2006 года несколько российских авиационных предприятий слилось в Объединенную авиастроительную корпорацию, перед ними встала естественная задача ведения единой отчетности. Рассмотрев восемь различных предложений, в холдинге остановились на "1С: Консолидации", а в качестве исполнителя выбрали компанию "Микротест". В конце апреля ОАК и "Микротест" сообщили, что проект внедрения успешно завершен.
Объясняя выбор, главный бухгалтер ОАК Дмитрий Чиркин указал два главных критерия - цена и сроки внедрения. Точных объемов инвестиций он не назвал, но заметил, что они были невелики. "Микротест" завоевал симпатии руководства ОАК тем, что, в отличие от других участников тендера, не стал заранее навязывать методологию внедрения. Весь 2007 год в ОАК формировали корпоративную учетную политику, но она, по словам Чиркина, была схематичной, а детали прорабатывались уже во время внедрения.
В ОАК входит 19 крупных предприятий и, вместе с филиалами, - около 70 юридических лиц. Среди них авиастроительные компании "Ильюшин", "Иркут", "МиГ", "Сухой", "Туполев" и др. Естественно, что исторически во всех них существовала разная инфраструктура и методология подготовки отчетности. Использовались системы BAAN, "Парус", "1С", Oracle и заказные разработки.
В "Микротесте" предложили сохранить эти системы, интегрировав их с "1С:Консолидацией". Для этого на 13 предприятиях были установлены локальные компоненты системы, которые "подпитываются" данными через импорт из учетных систем предприятий или посредством ручного ввода. В них также поступает корпоративная нормативно-справочная информация и шаблоны отчетных форм из центрального компонента системы, установленного в управляющей компании. Для ввода данных используется 62 специально разработанные унифицированные формы. Отчетность по РСБУ переводится в стандарты МСФО посредством 93 автоматических корректировок. Обрабатывается несколько миллионов записей.
Система не только формирует корпоративную отчетность по МСФО, но и готовит аналитическую отчетность для руководства холдинга. Чиркин признал, что изначально к "1С: Консолидации" предполагали добавить аналитическую надстройку, но потом выяснилось, что соответствующих возможностей системы достаточно.
На сбор отчетности за 2007 год потребовалось около четырех месяцев; в настоящее время компания KPMG ведет ее аудит. Начался также сбор данных за 2008 год, на что, по оценкам Чиркина, уйдет месяц-полтора. В дальнейшем в ОАК планируют готовить отчетность за две недели. Для сопровождения системы, по словам директора бизнес-направления "1С" компании "Микротест" Андрея Полякова, требуется всего один специалист, а для подготовки отчетности - пять.
От проектирования системы до ее ввода в эксплуатацию прошел почти год - с сентября 2007-го по август 2008-го. Потом же, как объяснил Поляков, решались вопросы поддержки и расширения функционала. Система выдержала два тестовых прогона на реальных данных за 2007 год.
Со временем к системе консолидированной отчетности в ОАК хотят добавить модуль консолидированного бюджетирования, а также реализовать двухуровневую консолидацию - не только в холдинге, но и в субхолдингах. Использовать "1С: Консолидацию" планируется около пяти лет. Затем, по словам Чиркина, уровень развития холдинга может потребовать другой платформы. Впрочем, он не исключает, что ОАК останется с "1С", но добавит и другие модули.
В "1С" подчеркивают, что кризис не вызвал падения продаж "1С: Консолидации". За два года существования системы ее внедрили уже около 500 холдинговых структур.