ИТ после слияния

"Крок" и журнал "Директор информационной службы" анализируют опыт решения задач, которые встают перед ИТ-персоналом объединенной компании

15:14 14.04.2009   |  Павел Иванов |

Рубрика Предприятие |   406 прочтений



 

В конце марта в секретном подземном бункере, игравшем в прошлом роль резервного командного пункта стратегических Вооруженных сил СССР, компания "Крок", редакция журнала "Директор информационной службы" и Агентство корпоративных коммуникаций OSP-Con провели конференцию "Слияния и поглощения: эффект синергии за счет быстрой интеграции информационных систем". Выбирая столь необычное место для своего мероприятия, организаторы стремились подчеркнуть нестандартность и труднопрогнозируемый характер ситуаций, возникающих в компаниях в процессе и по завершении сделок M&A (Mergers and Acquisitions).

По данным экспертной группы M&A-Intelligence, дефицит доступных кредитных средств, отмена или перенос сделок из-за постоянно меняющейся стоимости активов и ряд других факторов привели к тому, что в прошлом году суммарный объем сделок по слиянию и поглощению компаний в России упал по сравнению с 2007 годом на 36,5%. Примерно такой же динамикой характеризовалось и количество сделок, хотя их распределение по отраслям оставалось неравномерным: среди финансовых учреждений и операторов связи об уменьшении числа слияний и поглощений говорить не приходится, а вот в нефтяной отрасли падение оказалось значительным. В своих прогнозах на текущий и следующий годы аналитики расходятся: Barclays Capital и M&A-Intelligence предрекают дальнейшее падение, авторы сайта Maonline.ru ожидают общего повышения спроса на подешевевшие активы, а эксперты компаний PricewaterhouseCoopers, Mergermarket и Bowne прогнозируют рост M&A-активности преимущественно в сегменте среднего бизнеса.

Одним из проявлений финансового кризиса стала слабая прогнозируемость сделок слияний и поглощений. Вследствие этого в роли поглощающей или поглощаемой сегодня может выступить практически любая компания, а это значит, что ИТ-департаменты должны быть готовы к радикальному изменению приоритетов своей деятельности. Представители компании "Крок" поделились с участниками конференции опытом решения задач, которые встают перед ИТ-службой объединенной компании.

По мнению Руслана Заединова, заместителя генерального директора "Крока", эти задачи условно могут быть разделены на четыре фазы. Предварительная (первая) фаза сводится к документированию используемых ИТ-решений, изучению состава и параметров ИТ-инфраструктуры приобретенной компании, анализу связанной с нею рисков. Результатами этой деятельности должны стать карта рисков ИТ-активов нового предприятия и вытекающий из нее перечень проектов, которые позволят закрыть потенциальные бреши ИТ-инфраструктуры.

Наблюдаемая "спонтанность" приобретений одних компаний другими и ускоренное образование крупных многопрофильных холдингов, как правило, сопровождаются конфликтами бизнес-процессов сливающихся компаний. По этой причине крайне важным оказывается анализ рисков, связанных с поддержкой бизнес-процессов ИТ-системами.

Следующая (вторая) фаза деятельности ИТ-департамента после объединения связана с налаживанием коммуникаций между некогда самостоятельными фирмами, построением системы корпоративной отчетности, созданием защищенной среды для обмена управленческой информацией на предприятии. Самостоятельную проблему представляет управление эффективностью объединенной компании. По мнению Максима Андреева, руководителя направления бизнес-приложений компании "Крок", здесь стоит придерживаться принципа "разумной погрешности", согласно которому первое время можно не опускаться до уровня детального операционного контроля, ограничиваясь мониторингом отклонений "план-факт" и обеспечивая оперативную реакцию топ-менеджмента только на исключительные ситуации. Особое внимание должно быть уделено потенциальным угрозам со стороны менеджеров, которые имели доступ к конфиденциальной информации и в той или иной мере оказались ущемленными в результате сделки, а также противодействию лицам, намеревающимся сорвать сделку.

Формирование достоверной отчетности невозможно без целостной системы нормативно-справочной информации (НСИ). Создание единого информационного пространства объединенной компании, включая внедрение систем управления справочниками и классификаторами, интеграцию корпоративных приложений, объединение каталогов пользователей и формирование общего адресного пространства, внедрение средств групповой работы (прежде всего для установления новых горизонтальных связей внутри организации) составляют содержание третьей фазы. Единая система НСИ образует фундамент для интеграции приложений и позволяет значительно снизить трудозатраты на ведение, поддержку и синхронизацию справочной информации о клиентах, партнерах, товарах и продуктах. На конференции можно было ознакомиться с системой управления справочниками и классификаторами КРОК-НСИ, разработка которой в компании завершилась в конце 2008 года и которая уже внедрена у трех заказчиков.

Наконец, последняя, четвертая, фаза состоит в оптимизации ИТ-инфраструктуры для решения новых задач. Речь может идти, в частности, о консолидации и виртуализации серверов, внедрении стратегии управления жизненным циклом информации (Information Lifecycle Management, ILM), аутсорсинге ЦОД, развертывании систем видеоконференц-связи, защите корпоративных данных и интеллектуальной собственности компании от утечек на уровне сети, оконечных сетевых устройств и систем хранения.

Участникам конференции был также представлен опыт выполнения реальных интеграционных проектов, которые можно считать типичными для сделок M&A, в компании "КИТ-Финанс Страхование" и в "УРСА-Банке".


Теги: