Кризисное похудание




Представительство Autodesk в СНГ вносит изменения в модель продаж и ищет новые рыночные ниши

09:55 30.03.2009   |   1006 |  Юлия Дюкова |



Александр Тасев считает, что пришло время сбросить "лишний вес"Приступая к объявлению итогов 2009 финансового года, региональный директор компании Autodesk в России и СНГ Александр Тасев на состоявшейся в московском офисе 24 марта встрече заявил: пора заняться здоровьем и "сбросить лишний вес". Последовавшие цифры свидетельствовали, что в кризисные времена "фигура" Autodesk действительно становится стройнее.

Финансовый год Autodesk завершился в январе. По его итогам мировой доход увеличился на 7% и составил 2,315 млрд долл. В регионе СНГ, включая Россию, оборот повысился на 20%. Казалось бы, уверенный рост. Но если вспомнить результаты предыдущего года (см. "Плоды легализации и экономического роста", Computerworld Россия, № 12, 2008), нельзя не заметить контраст: в 2008 финансовом году оборот в мире увеличился на 18%, а в СНГ - на 164%.

Как значится в отчетах, опубликованных на сайте autodesk.com, чистая прибыль компании по GAAP упала с 356 млн долл. в 2008 финансовом году до 184 млн долл. в 2009-м. А на первый квартал нового 2010 финансового года запланирован доход в пределах 400-440 млн долл., тогда как годом ранее он составлял 599 млн долл.

"Похудание" напрямую связано с проблемами не так давно процветавшей строительной отрасли. В СНГ, по словам Тасева, до сентября прошлого года около трети всех клиентов представляли именно этот сектор. Сейчас, как известно, многие строительные проекты заморожены, а архитектурные бюро повсеместно сокращают штаты. Но, по утверждению Тасева, как ни парадоксально, именно эта потеря рабочих рук, а также рост требований к архитекторам, желающим получить хоть какой-то проект, позволяет Autodesk продолжать продажи в данный сектор, хотя и в меньшем объеме.

Из-за ожидаемого снижения продаж СНГ вполне может лишиться части запланированных компанией инвестиций. С 2007 года действует план, согласно которому в течение трех лет вложения в регион должны составить 25 млн долл. Сейчас, признался Тасев, объем инвестиций пересматривается. Основная часть средств будет направлена на локализацию программных продуктов. Предусмотрено также географическое расширение и качественное совершенствование партнерской сети, увеличение штата в регионах, развитие образовательных программ.

Существенно меняется и модель продаж. Для партнеров, работающих с клиентами, готовыми вкладывать большие деньги в покупку новейших версий программного обеспечения, предусмотрен новый статус – "премьер-партнер". Сейчас такой статус имеет 14 компаний - 13 российских (в основном из Москвы) и одна украинская.

Для клиентов в нижнем ценовом сегменте появилось новое предложение: систему для создания двухмерных чертежей AutoCAD L теперь могут продавать не только авторизованные партнеры. Эта программа хотя и считается массовым продуктом, но стоит немало – 1,2 тыс. евро. Тем не менее Тасев не опасается, что ее свободное распространение в рознице вызовет рост пиратства. По его словам, пиратские копии и так уже продаются, а покупатель, желающий иметь качественный программный продукт, все равно выберет лицензионную версию.

В отдельных случаях Autodesk заключает корпоративные контракты. Клиент при этом получает выделенного менеджера. В 2008 году в СНГ было заключено более сотни таких контрактов и в их рамках продано свыше 10 тыс. лицензий

Оговорившись, что Россия - страна непредсказуемая, Тасев поделился некоторыми планами стимулирования роста в 2010 финансовом году. Во-первых, он отметил, что не все отрасли переживают упадок. Так, в пищевой промышленности и фармацевтике, по его словам, сработало импортозамещение. Тасев не стал рассказывать, сколько у Autodesk клиентов в этих отраслях, но сообщил, что отныне Autodesk будет наращивать в них обороты. Данные по общему количеству клиентов в СНГ также являются закрытой информацией; директор по маркетингу Autodesk в СНГ Анастасия Морозова сказала лишь, что их десятки тысяч.

Во-вторых, Autodesk займется поиском новых ниш. К примеру, Тасев отметил, что услуги российских аниматоров по созданию компьютерных игр и фильмов снова становятся востребованными. В 2008 году, по его словам, заказывать анимацию в России было невыгодно. Теперь же зарубежные заказчики снова стали проявлять интерес. Также в Autodesk намерены сосредоточиться на инфраструктурном строительстве (например, дорог и спортивных объектов), индустриальном строительстве и нефтегазовой отрасли. 


Теги: