Время анализировать




Поставщики, консультанты и клиенты обсуждают, как и зачем внедрять бизнес-аналитику в условиях кризиса

11:30 19.03.2009   |   975 |  Юлия Дюкова |



Павел Обухов считает, что без комплексного использования бизнес-аналитики предприятия, ориентированные на производство, ждет крах Что услышит генеральный директор, если спросит заместителя по продажам, заместителя по производству и главбуха об объеме продаж за истекший месяц? "Три разные цифры", - сказал управляющий директор компании "Сайнер" Павел Обухов на конференции "Эффективное управление предприятием в условиях нестабильной экономики", организованной 12 марта компанией SAP. Такой эксперимент Обухов предложил всем собравшимся провести у себя в организации или у клиентов, чтобы убедиться в необходимости внедрения бизнес-аналитики.

И Обухов, и другие участники круглого стола по аналитическим технологиям уверены - отечественным компаниям нужно срочно менять стиль управления. Одна из распространенных ошибок в России, по словам директора по бизнес-решениям SAP СНГ Ильи Соловьева, состоит в том, что под бизнес-аналитикой понимают отчетность. Совсем иначе к ней относятся на Западе. Например, в одном из федеральных ведомств США, как рассказал Соловьев, из 160 пользователей решения 40 являются аналитиками, добавляющими к отчетам новую информацию, которая поддерживает процесс принятия решений.

Именно на такую модель и призывает ориентироваться Соловьев. Причем побыстрее внедрить бизнес-аналитику он посоветовал в первую очередь государственным компаниям. Без нее, он уверен, компании не смогут эффективно употребить средства господдержки.

Предприятиям, уже вышедшим из-под опеки государства, Обухов также посоветовал заняться самоанализом. Раньше, по его словам, они фактически были производственными подразделениями, вопрос сбыта для них не стоял, а роль бизнес-аналитики выполняли министерства. Теперь же, в условиях "пульсирующего спроса", такие предприятия, нацеленные только на производство и не получающие указаний сверху, ждет крах, если они срочно не создадут у себя институты комплексного анализа, оценивающие не только экономические, но и политические, социальные и технические факторы.

На вопрос о том, подходящее ли сейчас время внедрять бизнес-аналитику, члены президиума в один голос ответили положительно. Как и на другом подобном круглом столе, прошедшем в конце прошлого года ("Эффективность изменит кризис", Computerworld Россия, № 42, 2008), сотрудники SAP взялись отстаивать идею о том, что проект внедрения решения не обязательно должен быть затяжным и масштабным.

Так, директор по развитию бизнеса SAP СНГ Юлия Кудрявцева заявила, что нет необходимости следовать классическому подходу, предусматривающему описание и реинжиниринг бизнес-процессов, организацию хранилища данных и их чистку, создание центральной системы МФИ и пр. На все это, как она признала, требуются колоссальные методологические, технологические и человеческие ресурсы. В кризис же, как считает Кудрявцева, если информационный ландшафт не готов, можно обойтись внедрением решений для конкретных задач.

Партнер PriceWaterhouseCoopers Анастасия Осипова поддержала эту точку зрения. По ее словам, в Западной Европе компании как раз и начинали с создания разрозненных систем, а теперь занимаются их консолидацией, перед российскими же фирмами стоит задача минимальной автоматизации.

Крупные проекты, начатые еще до ухудшения экономической обстановки, как заметила Осипова, также прекращать вовсе не обязательно. Вместо этого, по ее словам, некоторые компании начинают экономить на услугах консультантов и перебрасывают на проекты собственных сотрудников. Соловьеву идея понравилась. Он заметил, что у многих есть сотрудники с экономическим образованием, для которых такое задание станет шансом не потерять работу. Принцип "не сделаешь за три месяца, четвертого уже может и не быть" показался ему хорошим средством мотивации служащих.

Против классических подходов к внедрению высказался и руководитель проектов финансового управления Сбербанка РФ Геннадий Шилов. Он рассказал, что банки используют много аналитических приложений, среди которых фундаментальное - хранилище данных. Но не всем удается провести дорогостоящий и трудоемкий проект по созданию такого хранилища. Вместо него, по словам Шилова, банки получают "кладбище данных", которое, как черная дыра, требует все больше и больше вложений. Шилов отметил, что повезло тем, кто построил хранилище до кризиса. Теперь же, на его взгляд, рискованно этим заниматься, так как отдача от проекта появится как минимум через год. Поэтому для аналитических решений Шилов посоветовал использовать другие источники информации, такие как оперативные системы и витрины данных.

В целом финансовые учреждения, первыми ощутившие на себе кризис, по словам Кудрявцевой, в последнее время стали серьезнее относиться к бизнес-аналитике. Возрос интерес и со стороны металлургических предприятий, а также телекоммуникационных компаний. Всего за 2008 год объем продаж аналитических решений SAP в СНГ увеличился в десять раз. Самый значительный рост наблюдался в третьем и четвертом кварталах.

Теперь главное - научиться правильно пользоваться этими инструментами. Кудрявцева отметила, что Россия - "молодая" рыночная страна, и управленцам не хватает навыков работы с решениями по бизнес-аналитике. Поэтому SAP ведет переговоры с российскими вузами о том, чтобы в рамках университетской программы SAP University Alliance учить студентов старших курсов экономических факультетов использовать эти решения.


Теги: