Образование и индустрия едины?
Образование и индустрия едины?




Представители академического сообщества и бизнеса обсудили стандарты в области подготовки и практической деятельности ИТ-специалистов

10:57 18.04.2008   | 

Рубрика События |   515 прочтений



 

Андрей Фурсенко заверил, что в Минобрнауки понимают остроту кадровой проблемы Организованная Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) конференция "Профессиональные и образовательные стандарты в области информационных технологий как инструмент подготовки квалифицированных кадров для российской экономики" проходила под эгидой двух министерств — Министерства информационных технологий и связи и Министерства образования и науки РФ. Это отражает подход к разработке принятых в июне прошлого года профессиональных стандартов в области ИТ — в их создании объединились представители ИТ-индустрии и образовательного сообщества. Одной из главных целей при формировании этих развернутых описаний профессиональных квалификаций в ИТ было более четкое определение требований к выпускникам ИТ-специальностей средних и высших учебных заведений, которые должны найти отражение в новых государственных образовательных стандартах.

Открывая конференцию, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко обратился к хорошо известным проблемам ИТ-отрасли. Ее ежегодный рост опережает все остальные сферы российской экономики, но никак не подкреплен развитием системы подготовки кадров. По данным исследования аналитического центра Real-IT, в прошлом году потребность в специалистах по ИТ в стране составила порядка 190 тыс. человек, но была покрыта выпускниками высших и средних учебных заведений лишь на 37%. И по прогнозам, в случае успешной реализации планов инновационного развития экономики через пять лет этот разрыв увеличится катастрофически — российская система образования сможет удовлетворить потребности предприятий в квалифицированных ИТ-кадрах не более чем на 15%.

Фурсенко заверил, что в Министерстве понимают остроту проблемы и готовы на принятие соответствующих мер, например, планируется увеличение бюджетных мест на ИТ-направлениях в вузах за счет сокращения приема на юридические, экономические, педагогические специальности. Однако главное, по мнению министра, это качественная модернизация образования в области ИТ, инструментами которой являются и переход на болонскую двухуровневую систему, и формирование новой модели образовательных стандартов, учитывающих реальные требования отрасли к выпускникам.

По мнению директора «1С» и руководителя комитета АП КИТ по образованию Бориса Нуралиева, создание профессиональных стандартов стало ответом ИТ-сообщества на вопрос Минобразования: «Скажите, что вам нужно?». Проблема качества образования по ИТ не менее остра, чем проблема количества выпускников, компании устали сетовать на их неготовность к реальной работе. В профессиональных стандартах индустрия пытается детально описать, какими квалификациями, знаниями и навыками должны обладать ее кадры на разных позициях и в разных профессиях.

Однако на конференции постоянно подчеркивалось, что профессиональные стандарты не должны отождествляться с образовательными, а могут стать лишь одним из компонентов, на базе которых формируются государственные образовательные стандарты третьего поколения. Естественно, что стандарты в области академической подготовки должны учитывать необходимость в мощной платформе фундаментальных знаний, на основе которой затем закладываются знания специализированные, отвечающие требованиям профессионального сообщества. Первые примеры разработки проектов таких стандартов с учетом предложенных АП КИТ стандартов профессиональных на конференции представили МГТУ, где совместно с Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) создан образовательный стандарт по программной инженерии, и Московский государственный университет экономики, статистики и информатики - разработчик нового стандарта по прикладной информатике.

Один образовательный стандарт, скорее всего, будет учитывать несколько профессиональных. Например, направление «прикладная информатика» берет за основу профстандарт «специалист по информационным системам», но также использует описания квалификаций из стандартов «специалист по информационным ресурсам» и «администратор баз данных». А стандарт «программная инженерия» предполагает подготовку специалистов, удовлетворяющих требованиям профстандартов «программист» и «системный архитектор».

Заложенные в профессиональных стандартах разные квалификационные уровни специалистов, по замыслу, должны находить отражение в образовательных стандартах и программах для разных уровней подготовки — в колледжах, бакалавриате и магистратуре вузов. Проблема, однако, в том, что в реальной жизни выпускники средних профессиональных учебных заведений и новоявленные бакалавры категорически не хотят идти работать, а стремятся получить какое-никакое, но обязательно высшее образование. Участники конференции отмечали, что причиной тому - и менталитет, и угроза армии, и, что немаловажно, отношение работодателей в сфере ИТ, которые наличие высшего технического образования используют как своего рода интеллектуальный фильтр при приеме новых специалистов. Судя по развернувшейся на конференции дискуссии, серьезных механизмов для изменения ситуации представители обоих уровней образования пока предложить не могут.


Теги: