«Паровые» батарейки




Компания MTI Micro представила прототипы метаноловых топливных ячеек

10:53 03.03.2008   |   1355 |  Мартин Уильямс |

Рубрика Технологии



Прототип DMFC для сотового телефона позволяет осуществлять мгновенную перезарядку Компания MTI Micro продемонстрировала прототипы топливных ячеек Direct Methanol Fuel Cells (DMFC), которые позволят увеличить продолжительность работы портативных электронных устройств по сравнению с обычными батареями и упростят процедуру зарядки.

На выставке Fuel Cell Expo, которая прошла в Токио, были представлены два прототипа топливных ячеек, вобравшие в себя результаты нескольких лет упорной работы инженеров компании. Первая модель крепится к задней части смартфона Samsung BlackJack, а вторая оборудована интерфейсом, позволяющим присоединять к ней цифровые фотоаппараты.

В элементах DMFC электроэнергия вырабатывается за счет химической реакции, которая происходит с участием метанола, воды и кислорода, содержащегося в воздухе. Единственными побочными продуктами этой реакции являются водяной пар и диоксид углерода, так что топливные ячейки отличаются гораздо более высокой экологичностью по сравнению с традиционными батареями. Существенным преимуществом технологии DMFC является и то, что замена картриджа с метанолом в батарее занимает всего несколько секунд.

Вдвое мощнее литий-ионных батарей

Прототип DMFC для фотоаппаратов обладает вдвое более высокой емкостью по сравнению с литиево-ионными аккумуляторами "Мы имеем дело с решением, которое совершенно не связано с электрической сетью, - пояснил директор компании MTI Micro Пен Лим. - Возможность перезарядки без использования электрической розетки имеет очень важное значение для людей, находящихся в дороге".

Прототип DMFC для сотового телефона допускает быструю замену расходных материалов и позволяет осуществлять мгновенную перезарядку, после того как батарея сядет. А прототип DMFC для фотоаппаратов обладает вдвое более высокой емкостью по сравнению с литий-ионными аккумуляторами.

Увеличение емкости достигается за счет интеграции топливной ячейки и батареи в одном корпусе. Источником питания для фотоаппарата является батарея, а топливная ячейка обеспечивает ее дополнительную однократную зарядку, соответственно общая энергетическая емкость аккумулятора удваивается. Прототип DMFC для сотового телефона также включает в свой состав батарею, но она предназначена лишь для начальной загрузки телефона в те моменты, пока в дело не вступила топливная ячейка.

На задней стороне прототипа DMFC расположен механизм отвода тепла размером с почтовую марку. Он обеспечивает охлаждение системы и испарение излишнего количества воды, участвующей в химической реакции. В процессе работы механизм теплоотвода нагревается, хотя и не слишком сильно - примерно как ноутбук. В MTI отмечают, что в кармане устройство не представляет никакой опасности, но поднося нагретый сотовый телефон к лицу, нужно проявлять осторожность. Впрочем, пока устройство выполнено лишь на концептуальном уровне, работа над ним продолжается, и к моменту появления коммерческих моделей система охлаждения скорее всего будет усовершенствована.

Из USB – в метанол

Одновременно с развертыванием производства коммерческих версий источников питания DMFC инженеры MTI планируют наладить выпуск и соответствующих зарядных устройств.

Прототип такого устройства также был продемонстрирован на выставке Fuel Cell Expo. Через интерфейс USB оно способно заряжать любое количество портативных электронных устройств и даже поддерживать их работоспособность в том случае, если они потребляют небольшое количество энергии. Одного сменного картриджа для зарядного устройства хватает в среднем на десять полных циклов зарядки сотового телефона.

Таким образом, имея в своем распоряжении всего один метаноловый картридж, мобильные пользователи могут обходиться без электрической розетки примерно в течение месяца. А после этого можно вставить в устройство новый метаноловый картридж, которого также хватит на месяц.

MTI Micro планирует продавать свои зарядные устройства, заключив OEM-соглашения с партнерами. Ожидается, что коммерческое производство таких устройств начнется в 2009 году. На сегодняшний день соглашение о распространении картриджей топливных ячеек уже подписано с Duracell.

Авиация не дает добро

Технология DMFC не является исключительной прерогативой MTI. Соответствующие прототипы уже продемонстрировали и другие производители (в частности, компания Toshiba), но их устройства еще не появились на рынке.

Их дебют задерживается в том числе и по причине запрещения проносить метаноловые топливные элементы на борт воздушных судов. Однако Международная организация гражданской авиации уже одобрила сдачу в багаж картриджей с несжатым топливом на основе метанола, а в некоторых странах, в том числе в Великобритании, Канаде, Японии и Китае, приняты соответствующие нормативные правила. В США в настоящее время также рассматривается вопрос о включении элементов DMFC в число разрешенных для воздушной перевозки грузов.


Теги: