Базис цифровой трансформации

«СДИ Базис» обязывает операторов технического учета вводить информацию единообразно, в соответствии с принятыми в организации стандартами, тем самым закладывая фундамент для работы по общим правилам.


14:45 03.11.2020  (обновлено: 12:53 17.11.2020)   |   4236 | 

Рубрика Партнерский материал



В «производстве» ИТ-сервисов, как и в автопроизводстве, требуется множество мелких «деталей». Свести информацию о них воедино помогает «СДИ Базис» — платформа технического учета ИКТ-инфраструктуры.

Для успеха цифровых преобразований бизнеса надо начинать строить его «цифрового двойника» с самого нижнего уровня — ИТ-, сетевой, инженерной инфраструктуры. Платформа технического учета предназначена именно для этого и закладывает основу для цифровой трансформации любой степени сложности.

Компания «СДИ Софт» — совместное российско-немецкое предприятие, созданное в 2018 году. Компания имеет права на технологии и исходный код известной немецкой системы FNT Command и продвигает собственное программное решение «СДИ Базис», построенное с использованием технологий FNT. Система включена в Единый реестр российских программ.

«СДИ Базис» — платформа технического учета ИКТ-инфраструктуры. Что умеет система, какое место занимает в структуре корпоративного управления ИТ и почему качественный техучет особенно востребован в условиях пандемии, рассказывают генеральный директор «СДИ Софт» Евгений Кривоносов и технический директор компании Сергей Довгань.

— Почему для технического учета ИТ-инфраструктуры нужна специальная платформа? Конфигурационная база данных (CMDB), система управления ИТ-активами (ITAM) не справятся с этой задачей?

Сергей Довгань: «Наши клиенты — крупные компании с масштабной, сложной инфраструктурой, которые понимают, что качество услуг, которые они предоставляют своим заказчикам, зависит от качества ИТ-, телекоммуникационной, инженерной инфраструктур»

Сергей Довгань: Внедрение CMDB — составная часть ITSM-проекта, направленная на учет сервисов и ключевых элементов ИТ-инфраструктуры, от которых сервисы зависят. Цель управления ИТ-активами — посчитать себестоимость элементов ИТ-инфраструктуры или предоставляемых сервисов. И то и другое — виды высокоуровневого управленческого учета в ИТ.

Но есть элементы инфраструктуры, которые либо не охвачены учетом, либо учитываются агрегированно. Представим себе ИТ как производство автомобилей. ITSM отвечает за работоспособность конвейера, ITAM — это отдел планирования, который считает, во что обходится автомобиль в целом или определенный участок производства. Но на производстве нужно еще четко знать, какие детали и в какой момент подвезти к конвейеру.

Технический учет именно об этом. В «производстве» ИТ-сервисов, как и в автопроизводстве, требуется множество мелких составляющих «деталей». Нужно точно знать, сколько и каких используется патч-кордов, сколько плат, куда идут кабели и т. д.

Если в компании успешно реализован ITSM-проект, то есть представление о том, как устроены ИТ-сервисы, но крупным планом. Однако, когда дело доходит до простых приземленных вещей — например, спланировать количество серверов или устранить аварию, оказывается, что единой картины того, как устроена ИТ-инфраструктура, физическая и виртуальная, нет. Это предмет более детального технического учета, который решения ITSM и ITAM не поддерживают.

В большинстве компаний технический учет так или иначе ведется с помощью Excel-таблиц или специализированных систем, но делается это не очень качественно.

— Какие аргументы убедят их приобрести «СДИ Базис»?

Евгений Кривоносов: «Первый этап цифровой трансформации — оцифровка всех активов, которые есть у предприятия. «СДИ Базис» — катализатор этого процесса и удобная платформа для его реализации»

Евгений Кривоносов: Сейчас все говорят о цифровой трансформации. Но любая цифровая трансформация состоит из нескольких этапов, и первый — оцифровка всех активов, которые есть у предприятия. Действительно, у наших заказчиков есть информация технического учета — в Excel-таблицах, в проектной документации, в головах технических специалистов. Но работать с ней неудобно, и трансформировать эту информацию очень сложно, потому что в Excel есть ошибки, бумажные документы устаревают и их тяжело интерпретировать, а люди со своими знаниями могут покинуть компанию. Первым шагом необходимо перевести всю информацию в онлайн, и «СДИ Базис» — катализатор этого процесса и удобная платформа для его реализации.

Когда этот первый шаг сделан, компании могут заниматься оптимизацией своей деятельности, внедрять цифровые процессы, придумывать новые цифровые продукты и т. д. Но без него продвигаться дальше тяжело.

Нашу систему ценят за то, что она удобная и специализированная. Техническим специалистам, которые отвечают за определенную область (связь, энергетика и т. д.), удобно работать с интерфейсами «СДИ Базис», потому что они создавались именно для них. Им не надо думать над тем, что значит та или иная строчка Excel-таблицы, они видят графическое представление оборудования, могут подвести курсор и выполнить те или иные плановые операции.

СД: Первая проблема при оцифровке инфраструктуры — большие объемы разнородной, плохо структурированной информации. Для техучета используются схемы, Visio- или CAD-файлы, Excel-таблицы. Они не стыкуются между собой, в них сложно быстро найти необходимую информацию. Оперативно ответить на вопрос, что установлено в конкретной стойке в ЦОДе, в случае аварии или при проведении перепланирования оказывается очень непростой задачей.

Мы собираем в единую систему информацию о разных объектах учета — о сети, серверах, системах хранения, системах электропитания, связи, и вся эта детальная техническая информация взаимоувязана.

Кроме того, в нашей системе информация нормализована. Мы часто сталкиваемся с тем, что даже если информация техучета есть в виде Excel-таблиц, то она плохо структурирована. Например, название одного и того же производителя в разных местах могут написать по-разному. Это означает, что специалист, работающий с такой документацией, должен потратить время и разобраться в том, что, например, Cisco в разных написаниях — это одно и то же. А построить сводный отчет с данными о том, сколько в компании установлено оборудования Cisco определенной модели, вообще не удастся.

«СДИ Базис» обязывает операторов технического учета вводить информацию единообразно, в соответствии с принятыми в организации стандартами, тем самым закладывая фундамент для работы по общим правилам.

Вместе с системой поставляется библиотека, которая описывает порядка 65 тыс. моделей оборудования. Для каждой модели есть информация о конструктивных особенностях: размеры, вес, количество занимаемых юнитов в стойке, данные о портах, слотах, о том, какие платы туда вставляются, каков внешний вид фасадов оборудования. Наличие такой библиотеки повышает качество учета информации.

Целостность данных в «СДИ Базис» намного выше по сравнению с системами на базе CMDB или Excel. Приведу пример. В начале проекта мы просим загрузить в систему данные техучета, которые есть у заказчика, и во время загрузки возникают типовые ошибки. Например, выясняется, что в стойку высотой 42 юнита загружено оборудование на 47 юнитов или в шасси производства IBM стоят платы НР. Это ошибки учета, которые системы класса CMDB пропустят, а наша платформа просто не позволит оператору такую установку произвести.

— Какие элементы инфраструктуры контролирует платформа?

СД: Это ИТ-инфраструктура — вычислительные мощности ЦОДа и серверных помещений (стойки, шасси, платы в стойках с точным указанием о размещении); десктопы, офисное оборудование (принтеры и т. д.); виртуальные объекты — серверы, файловые системы, IP-адресация. Мы умеем документировать экземпляры ПО и лицензии, прикладные системы.

Система ведет кабельный учет: пасссивное оборудование, кабельные журналы, журналы кроссировок, линейно-кабельные сооружения.

Для телекоммуникационных компаний мы обеспечиваем сквозной учет каналов связи и их ресурсов для широкого спектра технологий (SDH/PDH, SONET, WDM, ATM, MPLS, Ethernet/IP, VPLS, VPN и др.).

Система поддерживает учет инженерной инфраструктуры — систем электропитания, кондиционирования. Наша платформа позволяет документировать электрощиты, силовые кабели, дизель-генераторы, силовые кабельные соединения. Для каждого сервера вы видите, каким образом организовано его электропитание. Или, наоборот, сможете понять, какие серверы затронуты, если случилась авария или планируются работы с определенным автоматом на электрощите.

Но модель данных в системе расширяема. У нас много заказчиков, которые хотят в системе документировать и другие — не ИТ-объекты. Например, системы пожаротушения, системы видеонаблюдения, осветительное оборудование на взлетно-посадочной полосе аэропорта, автоматы продажи билетов на транспорте.

— Что, кроме цифрового представления и учета инфраструктуры, умеет «СДИ Базис»?

СД: Прежде всего это удобный специализированный инструмент учета. Представьте себе CMDB: там будет написано, что есть стойка, и дальше приведена табличка с данными, что находится в каждом юните стойки. В нашей системе вы получите визуальное представление стойки — именно так, как она выглядит в жизни, сможете виртуально подойти к оборудованию, открыть его учетную карточку, посмотреть кроссировки. И не только посмотреть, но и передвинуть оборудование мышкой, добавить платы, провести кроссировку, при этом автоматически поменяются все необходимые связи.

Второе назначение системы — планирование. В режиме планирования тоже с помощью мышки можно заводить новые единицы оборудования, производить кроссировки, создавать каналы и т. д. Система, во-первых, будет проверять, насколько возможны эти действия: хватит ли места в стойке, не будет ли она перегружена, достаточно ли электричества, есть ли нужная канальная емкость и т. д. Во-вторых, создаст перечень необходимых технических операций: установить шасси в 27-й юнит в стойке с четким указанием, где находится стойка и с какого склада это шасси нужно взять; установить конкретную модель платы в третий слот этого шасси; произвести кроссировку с детальным указанием портов и т. д.

Кроме того, в режиме планирования система резервирует ресурсы — слоты, юниты в стойках, порты, канальную емкость. Это снижает уровень коллизий, поскольку планированием и эксплуатацией инфраструктуры в большинстве случаев занимается не один человек. Работы этих сотрудников с оборудованием должны быть согласованы.

— Если в компании развернута CMDB, реализовано управление ИТ-активами, как ваша платформа будет с ними сосуществовать?

ЕК: Система дополняет эти решения. Наиболее распространен подход, когда «СДИ Базис» позиционируется в качестве основного хранилища всей технической информации, а остальные системы являются ее потребителями. Мы выступаем в роли мастер-системы, куда заносится оборудование один раз, и уже только из нашей системы оно может попасть в смежные решения (ITSM, ITAM, системы мониторинга, управления работами и др.). В результате существенно уменьшаются усилия по внесению данных о новом оборудовании и по поддержанию в порядке технической информации.

— Расскажите о ваших проектах.

ЕК: Один из крупнейших заказчиков «СДИ Софт» — Российская телевизионная и радиовещательная сеть (ФГУП «РТРС»). В свое время там выбрали продукт FNT для документирования инфраструктуры, а в этом году приняли решение о миграции на российскую платформу в рамках стратегии импортозамещения, и мы выиграли тендер.

Российские заказчики ценят то, что мы смогли локализовать 30-летний опыт более 600 внедрений, сконцентрированный в решениях FNT. Продукт получился с хорошим функционалом, который соответствует потребностям клиентов. Многое из того, что они хотят увидеть в платформе технического учета, уже реализовано в «СДИ Базис».

СД: Наши клиенты — крупные компании с масштабной, сложной инфраструктурой. Они понимают, что качество услуг, которые они предоставляют своим заказчикам, зависит от качества ИТ-, телекоммуникационной, инженерной инфраструктур и что эти инфраструктуры должны эксплуатироваться и развиваться согласованно. Часто это организации с филиальной структурой, перед которыми стоит задача централизации управления большим, территориально распределенным хозяйством.

У нас много проектов в финансовом секторе, в телеком-отрасли, в энергетике. Госорганизации также присматриваются к нашему решению.

— Как строится и как развивается бизнес компании?

ЕК: Основная модель бизнеса в России — партнерская. Мы сотрудничаем с крупными системными интеграторами, которые либо используют наши решения в рамках большого сложного проекта, либо внедряют платформу «СДИ Базис» отдельно.

СД: Два года бизнес растет. И с такой интенсивностью, как в пандемию, мы еще никогда не работали.

— А что стало причиной повышенного интереса к платформе в условиях коронакризиса?

ЕК: Стресс-тест продемонстрировал необходимость цифрового двойника, в котором описана вся инфраструктура. Вдруг обнаружилось, что до площадки не всегда легко добраться, что технический специалист может заболеть, что не всегда есть человек, который может пойти и посмотреть, как организовано то или иное соединение, как установлено оборудование. При этом многие стали существенно менять свою деятельность с переходом на удаленку, и потребовались значительные перенастройки инфраструктуры. Компании осознали, что для этого им нужна качественная платформа технического учета.

СД: В ИТ всегда был запас прочности за счет квалифицированного персонала, и в случае нестандартной ситуации была возможность сослаться на специалиста, который пойдет и разберется. Пандемия этот запас нивелировала. Если ключевая информация сосредоточена в голове человека, быстрое разрешение аварийных ситуаций целиком зависит от знаний специалиста. Риски этого игнорировались или не осознавались, пока все были на работе. Но за последние месяцы пришло понимание того, насколько необходима такая платформа, как «СДИ Базис».


Теги: Партнерский материал СДИ Софт