Ринат Гимранов: «Песня цифровизации» только начинается, но уши уже опухли

Ринат Гимранов: «Вряд ли эффект от роботизации будет исчисляться десятками процентов экономии. Но даже 10% в масштабах нефтегазовой компании – это очень много»


09:39 08.10.2018   |   4225 |  Николай Смирнов |  «Директор информационной службы»

Рубрика Предприятие



Начальник управления информационных технологий «Сургутнефтегаз» поделился взглядами на цифровизацию и объяснил популярность решений SAP.

«Какова разница между информатизацией и цифровизацией? Создается впечатление, что речь идет о том же продукте, только в другой обертке – и это нормальная западная практика: нагнетание хайпа, чтобы убедить руководство компаний инвестировать в определенные направления», — заявил Ринат Гимранов, начальник управления информационных технологий «Сургутнефтегаза», на пресс-конференции в рамках Третьего международного топливно-энергетического саммита. По его словам, в «Сургутнефтегазе» нет бюджета «на цифровизацию»: продолжается плановое развитие информационных систем. Конечно, второй закон диалектики никто не отменял. Информатизация все глубже заходит в бизнес-процессы, и достижение того знакового момента, когда бизнес-процессы уже не могут обойтись без ИТ, вероятно, и можно считать цифровизацией. В этом состоит ключевое отличие нынешнего состояния многих компаний от ситуации 10-15-летней давности, когда многие бизнес-процессы могли спокойно обойтись без информационных систем.

«От слова ‘цифровизация’ опухли уши. И до тех пор, пока правительство говорит о строительстве цифровой экономики, а чиновникам всех рангов необходимо отчитываться об успехах, ситуация вряд ли изменится», — признал Гимранов. Надо отметить, что инновационность и использование цифровых технологий для «Сургутнефтегаза» далеко не новая тема, просто проекты оказались серьезно растянутыми во времени. Например, цифровое месторождение было создано уже 10 лет назад, что-то из популярных на рынке новшеств лишь планируется к использованию, а что-то и вовсе будет проигнорировано. Тем не менее, в операционной деятельности компании и принятии управленческих решений ожидаются радикальные изменения. В целом, по оценкам Гимранова, «песня цифровизации только начинается».

Один из проектов «Сургутнефтегаза», находящихся сейчас на слуху – внедрение инфороботов. «Мы хотим роботизировать процессы, которые в достаточной степени детерминированы, и исключить участие в них человека, чтобы головы освободились для более творческой, интеллектуальной деятельности», — отметил Гимранов. При этом вряд ли эффект от роботизации будет исчисляться десятками процентов экономии, — за долгие годы многое уже оптимизировано. Хотя стоит отметить, что даже 10% в масштабах нефтегазовой компании – это очень много, при том что затраты на изменения относительно невелики. Если говорить о других направлениях, то компания развивает онтологические системы. Это позволит ИТ-решениям быть более гибкими и лучше отвечать потребностям бизнеса.

«Большая часть наших клиентов подходит к процессу цифровизации с помощью небольших, точечных проектов, берясь за конкретную задачу и фокусируясь на ней, будь то предиктивные ремонты, смарт-контракты, цифровые двойники оборудования или позиционирование персонала», — поделилась наблюдениями Наталия Парменова, глава SAP СНГ. Такой подход позволяет запускать много небольших пилотных проектов, достаточно быстро оценивать их смысл и ценность для бизнеса и принимать решение об их дальнейшем масштабировании. С организационной точки зрения площадкой для такого пилотирования многие выбирают формат инновационной лаборатории, когда компания выделяет (или нанимает) несколько сотрудников, которые фокусируются исключительно на поиске инновационных цифровых сценариев. Эта скоростная модель приносит лучшие результаты.

«Главная причина того, что решения SAP очень активно используются российским бизнесом, несмотря на их дороговизну, говорит лишь о том, что они действительно несут в себе существенные возможности», — констатировал Гимранов. Как известно, инвестиционные проекты оцениваются не по стоимости, а по эффективности – то есть соотношению выгод и затрат. Именно с этой точки зрения решения SAP оправдывают себя: достигнутые результаты гораздо выше, чем понесенные затраты. А знаменитые гигантские бюджеты на внедрение SAP, по мнению Гимранова, зачастую появляются от чрезмерного увлечения бизнес-консалтингом и неумелости внедренцев. Если накапливать экспертизу и с умом реализовывать проекты, ведя последовательную политику во взаимоотношениях с поставщиками, то бюджет удается держать в разумных рамках.


Теги: SAP Цифровая трансформация Сургутнефтегаз RPA
На ту же тему: