14:15 04.10.2017 |   1504



Рынки, до сих пор казавшиеся экзотическими, по размеру хотя и меньше американского и европейского, но имеют достаточно большой объем и высокие темпы роста.

Основными рынками для российских компаний-разработчиков ПО по-прежнему являются рынки России и стран ЕАЭС, США и Западной Европы, но в последние несколько лет растет доля продаж в тех странах, которые в той или иной степени являются экзотическими для россиян.

В 2015-2016 годах ассоциация отечественных компаний-разработчиков программного обеспечения «Руссофт» впервые определила примерную величину этой доли, а также ее изменение за год. Если по итогам 2015 года на «новые рынки» приходилось 5,9% совокупных продаж российских разработчиков, то в 2016-м — уже 6,9%. Используемая исследователями методика расчета позволяет достаточно точно определять динамику и направление изменения, но не сами абсолютные величины. При этом сам рост доли продаж на «новых рынках» подтверждается другими данными. Например, присутствие на этих рынках отметили примерно в полтора раза больше опрошенных компаний, чем три года назад.

При опросе 2017 года компании указали в качестве ключевых все 14 рынков, на которые глобальный рынок разделен по географическому, языковому и культурному признакам. Годом ранее три из этих 14 макрорегионов не были упомянуты в качестве ключевых ни одним респондентом.

Значимость «Новых рынков» растет за счет сокращения доли «западного мира» (в абсолютных величинах продажи растут на всех рынках, но с разными темпами роста). В 2016 году снижался интерес прежде всего к рынку Северной Америки. Расчеты показывают, что доля региона «США и Канада» в совокупных продажах российских компаний по итогам 2016 года существенно снизилась — с 20,4% до 12,9%. Однако столь большую потерю интереса к этому рынку не подтверждают другие данные. По доле компаний, присутствующих на этом рынке, изменение оказывается лишь незначительным (наблюдается даже небольшой рост с 36% до 37%). Ключевым данный рынок в 2016 году был для 25% опрошенных компаний, а годом ранее — для 21%. Кроме того, впервые выйти на американский рынок в ближайшие два года планирует 9% компаний, а годом ранее было 8%. Тем не менее, доля региона «США и Канада», скорее всего, снизилась, хотя и незначительно.

Скорее всего, медленное сокращение доли продаж в США и в Западной Европе продолжится в ближайшие годы, поскольку у российских компаний явно растет интерес к новым рынкам. Однако это сокращение может быть и не медленным, если российским компаниям геополитика будет мешать работать в США и странах, которые считаются американскими союзниками.

«Новые рынки» по размеру хотя и меньше американского и европейского, но имеют достаточно большой объем и высокие темпы роста. Эти рынки хороши также тем, что в развивающихся странах не такая высокая конкуренция и есть возможность захватить большую рыночную долю, чем в США и Западной Европе.

При этом, если рассматривать продажи только в дальнем зарубежье, то получится следующая картина: 46% продаж российского ПО осуществляется в США и ЕС, а 7-8% — в развивающихся странах. Такое соотношение не соответствует географической структуре мирового рынка. Если ориентироваться на данные Gartner и IDC, то развивающиеся страны обеспечивают около 40% мировых ИКТ-расходов. Другими словами, на 40% мирового рынка ИКТ приходится только 7-8% зарубежных продаж российских компаний разработчиков ПО.

В отчете поясняется, что название «новые рынки» — условное: при таких темпах роста их доли эти рынки могут превратиться в «традиционные» лет через пять-десять. Западные вендоры называют их «рынками развивающихся стран», но такой термин уже не корректен, поскольку «развивающиеся» страны по некоторым параметрам уже опережают некоторые «развитые» государства Западной Европы.


Теги: Руссофт