Планы на тысячелетие: готовить учителей программирования

Дерек Брин стремится адаптировать лучшие практики MTI Lab в обучении программированию, учитывая российские традиции и опираясь на мудрость Древнего Китая


11:41 24.10.2016  (обновлено: 23:01 29.10.2016)   |   2734 |  Дмитрий Желвицкий |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Автор детских учебников по креативному программированию Дерек Брин открыл российский фестиваль «Неделя кода».

Дерек Брин, популяризатор креативного программирования и автор детских учебников по информационным технологиям, дал старт ежегодному фестивалю «Неделя кода» в России и рассказал, какими, по его мнению, должны быть инновации в образовании. Мероприятие с его участием прошло в «Фаблаб Политех», который входит в состав Центра технического творчества молодежи Санкт-Петербургского политехнического университета.

«Неделя кода» (Code Week) – открытый фестиваль креативного программирования, популяризующий информационные технологии среди детей и взрослых. Со временем его география существенно расширилась — в прошлом году в нем приняли участие 46 стран, включая все государства ЕС. Брин с 2012 года является куратором европейской «Недели кода», и, по его словам, фактически переехал в Россию.

Сначала он откликнулся на приглашение Британской школы дизайна в Москве; в настоящее время он работает там преподавателем. Затем стал вести мастер-классы в Московском педагогическом государственном университете. Кроме того, участвует в различных образовательных и культурных проектах в России и в Европе, но с активным участием россиян. Ранее он преподавал в Гарварде и разрабатывал учебные программы для МТИ. Сегодня Россия его привлекает больше, чем США и Западная Европа, а планы на ближайшее время связаны с поездками в наши регионы.

«Так получилось», — объясняет переезд Брин, но в предыстории фестиваля можно найти основания его решения обосноваться в Москве. Все начиналось в США с идеи обучать программированию в школе. В результате появился образовательный проект «Час кода», в его рамках каждый школьник имел возможность попробовать самостоятельно создать простенькую программу. Проект реализовывала некоммерческая организация, которую создали корпорации и поддержали политики, включая президента США. «Очень американский подход к обучению с устроенной вокруг проекта шумихой», — скептически оценил Брин, который отстаивает свои взгляды на то, каким должно быть образование и развитие ИТ.

В Европе американское начинание преобразовалось в фестиваль «Неделя кода», но там, в отличие от США, он проходит благодаря не финансированию корпораций, а усилиям волонтеров. В России, судя по всему, сложились условия, когда нет давления крупнейших компаний, но имеются источники финансирования, чтобы заниматься своими проектами.

«Неделя кода» пришла в Россию только в 2016 году (до этого проводилось аналогичное мероприятие — «Час кода»). В рамках фестиваля очные мастер-классы пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Новосибирске, Перми и других городах. Видеозаписи мероприятий в Москве будут в открытом доступе. Чтобы подтолкнуть процесс обучения в регионах и ближнем зарубежье, Брин намерен ежемесячно посещать новый город. Поездка в Астану уже запланирована.

Автора книг Scratch For Kids, Designing Digital Games и Creating Digital Animation, создателя методики обучения программированию, Брина можно считать человеком ИТ. Однако его сложно вовлечь в обсуждение проблемы подготовки кадров для софтверной отрасли. При вопросе о технологической грамотности в России и других странах он переходит на другие темы — говорит об истории, литературе, театре, кино и философии.

Занимаясь обучением детей тому, как использовать ИТ в различных областях, сам Брин пишет «новый роман» не на компьютере, а на бумаге. В Петербурге он продемонстрировал две страницы блокнота, исписанные обычной ручкой. При этом сожалеет, что надежной программы распознавания рукописного текста еще не создано, а потому приходится привлекать машинистку, которая вводит его текст в компьютер.

«Я пытаюсь взять лучшие практики MTI Lab и адаптировать их, учитывая российские традиции и опираясь на мудрость Древнего Китая. Согласно Конфуцию, если задумываете планы на один год — сажайте рис, если на десять лет — деревья, ну а если на сто лет — учите детей. Я бы добавил, что при планах на тысячу лет нужно готовить учителей», — говорит Брин.

Такие целевые ориентиры, как количество детей, которые приняли решение учиться программированию, количество абитуриентов, поступающих в вузы по ИТ-специальностям, и количество будущих программистов, Брин не использует. Похоже, он вообще не думает о количественном измерении результатов популяризации программирования. Свою работу он оценивает тем, насколько трудно вытолкать детей из класса после окончания урока.

Однако такой подход, возможно, и даст максимальный эффект в виде растущего числа желающих изучать программирование.


Теги: ИТ-образование и обучение