Банк России трансформирует ИТ

Максим Тищенко представил проект — победитель конкурса "ITSM-проект года»


15:22 14.10.2016  (обновлено: 10:10 16.10.2016)   |   8003 |  Наталья Дубова |  «Открытые системы»

Рубрика Предприятие



itSMF России назвал проектом года модернизацию управления ИТ в Центробанке.

На своей ежегодной осенней конференции itSMF России («Ассоциация организаций и специалистов в сфере управления ИТ» – так теперь официально называется это профессиональное сообщество) традиционно подводит итоги конкурса «ITSM-проект года». В этом году звания победителя удостоился Банк России за проект трансформации ИТ и внедрения риск-ориентированного подхода к управлению ИТ. На конференции Максим Тищенко, директор департамента ИТ Банка России, рассказал об особенностях и перспективах проекта.

ЦБ РФ, выступая в роли высокотехнологичного регулятора, одной из своих стратегических целей ставит развитие технологий и поддержку инноваций на финансовом рынке. Тем самым Банк России берет на себя задачу не просто контролировать и регламентировать происходящее, но помогать банковскому сообществу понять, какие преимущества и какие риски несут ему бурно развивающиеся финансовые технологии, а также давать рекомендации по применению новых решений. Как это уже происходит, например, с блокчейном – ЦБ выступил инициатором и координатором создания платформы «Мастерчейн» для тестирования этой технологии крупнейшими российскими банками.

Но для реализации этих стратегических планов Банку России необходимо провести модернизацию собственной ИТ-среды и подходов к ее управлению. «С точки зрения ИТ мы должны не только соответствовать рынку, но и опережать его», — подчеркнул Тищенко. Были определены три основные направления трансформации ИТ в ЦБ: изменение прикладной инфраструктуры – переход от 400 разрозненных приложений к 9 модульным платформам, построенным по сервисному принципу; перенос инфраструктуры в частное облако; переход к новой операционной модели.

Все три направления взаимосвязаны, но модернизации операционной модели придается особое значение, поскольку, подчеркивает Тищенко, использовать современные технологии без существенных изменений в управлении ими невозможно. К тому же трансформация ИТ-среды проходит в условиях перераспределения ресурсов между подразделениями, отвечающими за развитие ИТ, и подразделением эксплуатации. Численность последнего будет сокращена более чем вдвое, это позволит обеспечить расширение тех ИТ-групп в Банке России, которые занимаются оценкой и внедрением новейших технологических решений. Провести инфраструктурную модернизацию меньшими силами и с сокращающимся бюджетом можно только при новой эффективной модели управления, заметил Тищенко.

На первых этапах трансформации операционной модели акцент был сделан на стабилизацию ИТ-деятельности как основу дальнейшего развития. Совместно с бизнес-подразделениями была проделана большая работа по определению критичных ИТ-систем – разработана методика оценки уровня критичности, с ее помощью проанализированы риски для банка, возникающие из-за недоступности тех или иных систем, составлен перечень критичных систем с целевыми показателями доступности для каждого уровня.

В рамках перехода к централизованной модели управления ИТ (от независимых ИТ-подразделений по всей стране к концентрации управляющих функций в департаменте ИТ) было централизовано и управление компетенциями в отношении критичных систем, чтобы гарантировать выполнение всех процедур, обеспечивающих их доступность.

Единая служба поддержки пришла на смену разрозненным службам в регионах, что должно повысить качество и оперативность обслуживания трансформированной инфраструктуры. В этой единой службе планируется сконцентрировать большую часть функций эксплуатации и тем самым реализовывать их меньшими силами. Однако, поскольку такая централизация сопровождения ИТ-систем требует значительной автоматизации, воплотить эти планы в жизнь удастся после перехода на облачную модель, пояснил Тищенко.

Реинжиниринг процессов управления ИТ идет в соответствии с рекомендациями ITIL. Запланирована также интеграция процессов разработки и эксплуатации (DevOps) – вместо аутсорсинга развитие прикладных систем банка будет сосредоточено в собственных центрах компетенции, которые создаются для девяти основных платформ.

Благодаря уже проделанным работам по трансформации управления ИТ число высококритичных инцидентов сократилось более чем вдвое, среднее время на их устранение уменьшилось на 18%. Затраты на персонал снизились на 8%, а на сопровождение ИТ-систем – на 19%. Но в проекте, уже удостоенном премии сообщества, еще очень многое сделать только предстоит. Развитие операционной модели ИТ включено в ИТ-стратегию Банка России до 2020 года.

itSMF России выявил также победителей конкурса «ITSM-проект года» в нескольких специальных номинациях. Лучшим в номинации «Эффективные процессы» стал проект построения комплексной системы мониторинга в ВТБ24. Победителем в номинации «Сервисная культура» признан проект создания единой системы управления сервисами на базе решения Open Source в банке «Открытие». Лауреатом конкурса в номинации «За рамками ИТ» стал проект компании «Ям Ресторантс», где принципы ITSM применили в управлении услугами бизнеса.


Теги: ITSM ITIL DevOps Банк России Блокчейн
На ту же тему: