Цифровая трансформация по-российски
Цифровая трансформация по-российски

Информационные технологии способны радикально изменить облик любого предприятия


09:26 13.02.2017  (обновлено: 14:29 13.02.2017)   |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия

Рубрика Предприятие |   9025 прочтений



HDS и OSP Data изучили планы российских компаний в отношении цифровой трансформации.


Цифровая трансформация — один из главных слоганов ИТ-индустрии последних лет. Предполагается, что своевременно «трансформировавшиеся» предприятия не только оставят позади конкурентов на уже существующих рынках, но и создадут новые, ранее недоступные продукты и услуги.

Для того чтобы понять реальное отношение бизнеса к многообещающей концепции, в прошлом году Hitachi Data Systems совместно с Forbes Insights опросили почти 600 топ-менеджеров по всему миру (см. «Пять шагов к успеху цифровых преобразований в бизнесе», Computerworld Россия, 30 ноября 2016). А в конце прошлого года HDS провела аналогичное исследование и в России, совместно с аналитическим агентством OSP Data. Было опрошено более ста ИТ-руководителей крупных компаний из финансовой, телекоммуникационной, нефтегазовой отраслей и промышленности.

Опрос помог определить, как именно отечественные ИТ-руководители понимают термин «цифровая трансформация», насколько, по их мнению, она актуальна для нашей страны, кто отвечает за разработку стратегии в этой области, какие изменения она принесет, что тормозит перемены и т. д. Исследователей интересовало не только общее отношение респондентов к цифровой трансформации, но и то, насколько готова к переменам их собственная компания, какие трансформационные процессы идут в ней в настоящее время и какие планы имеются на ближайшие два года.

«Опрос показал, что 50% компаний уже начали цифровую трансформацию, а еще 35% находятся на этапе определения ее целей в стратегии бизнеса, — рассказал Юрий Скачков, генеральный директор Hitachi Data Systems в России и СНГ — Более 70% опрошенных отметили, что трансформироваться должен весь бизнес или как минимум основные бизнес-функции. Но и препятствий на пути к цифровой трансформации у компаний немало: в основном респонденты говорили об организационных трудностях, хотя упоминались и проблемы, связанные с распределением бюджета. Зато почти все ИТ-руководители считают свои подразделения полностью готовыми к внедрению новых технологий, и это не может не радовать».

«Успешные примеры представителей новой, цифровой экономики на Западе просто не могут оставлять равнодушными руководителей российских компаний, особенно в ситуации, когда многие традиционные технологии и бизнес-модели уже подошли к пределу своей эффективности, — говорит Александр Барсков, главный эксперт OSP Data. — Поэтому оптимизм опрошенных нами специалистов в отношении цифровой экономики понятен, за ней будущее. Технологии для цифровой трансформации по большей части готовы, поэтому главное для отечественных компаний — определиться, готовы ли они к новым организационным и бизнес-моделям, ну и, конечно, изыскать средства на цифровое развитие».

База опроса

Цифровая трансформация особенно актуальна для крупных компаний и тех, которые работают на высококонкурентном рынке, уже «выжавшем» все, что можно, из традиционных технологий.

Поэтому наибольшую активность в исследовании проявили представители крупных структур численностью более 500 человек (две трети опрошенных) и финансового сектора (почти половина респондентов). Треть опрошенных занимают должности директоров, вице-президентов или вице-президентов по ИТ, и еще 59% респондентов — руководители среднего уровня (начальник отдела, управления, замдиректора по ИТ).

Каковы основные цели цифровой трансформации?

Вопрос терминологии

Респондентам было предложено следующее определение цифровой трансформации:

«Цифровая трансформация — преобразование бизнеса (формирование принципиально новых бизнес-моделей и бизнес-процессов, создание инновационных продуктов и услуг) на базе комплекса передовых технологий, таких как облака, мобильность, продвинутая аналитика, социальное взаимодействие и Интернет вещей».

С ним согласились 90% опрошенных. Иногда с поправками: кому-то не хватило в определении упоминания Больших Данных, кто-то считает, что основа всему — Промышленный интернет, а уже из него вытекают все перечисленные технологии.

Точка зрения относительно того, какая технология «главная», в немалой степени зависит от сферы деятельности. Что до Больших Данных, то они, на наш взгляд, в определении присутствуют, хотя и в неявном виде: все перечисленные в определении решения служат в той или иной мере источниками Больших Данных, средствами их сбора или обработки.

Оптимисты, пессимисты, реалисты

Доля оптимистов — тех, кто верит в цифровую трансформацию, составила 86%. Еще 9% объявили себя скептиками, а 5% — реалистами.

Цифровая трансформация в теории…

Респондентов попросили рассказать о том, каковы, по их мнению, основные цели цифровой трансформации и кто должен отвечать за выработку ее стратегии, ведь любые перемены должны в идеале начинаться с определения задач и методов их достижения. Также опрошенные отметили технологии, которые сыграют наибольшую роль в ходе модернизации, что необходимо менять самым радикальным образом, как оценить эффективность трансформации и что может помешать ее воплощению.

Основными целями цифровой трансформации респонденты назвали «повышение удовлетворенности клиентов» (58%), «преобразование бизнес-моделей» (57%), «сокращение затрат» (54%), «повышение эффективности уже существующих процессов» (48%) и «выход на новые рынки, расширение ассортимента продуктов и услуг» (33%).

Выработкой стратегии, по мнению опрошенных, должен заниматься топ-менеджмент или комитет, составленный из представителей различных подразделений. Эти два варианта ответов собрали почти по 50% голосов (можно было указывать несколько позиций). ИТ-департамент, который, собственно, и представляли респонденты, финишировал третьим (24%).

Самыми главными технологиями цифровой трансформации (отвечая на этот вопрос, также можно было отмечать несколько вариантов) признана аналитика Больших Данных — ее упомянули 61% участников опроса. Далее идут мобильные технологии (56%) и облака (51%), и лишь затем Интернет вещей (34%), социальные медиа (25%) и робототехника (8%).

Участники опроса уверены, что в ближайшие два года цифровая трансформация затронет процессы создания инновационных продуктов и услуг и методы взаимодействия с клиентами, — так ответили 57 и 56% респондентов соответственно. 45% полагают, что цифровизация принесет с собой новые модели бизнеса и источники доходов. Кроме того, претерпят изменения как внутренние бизнес-процессы (35%), так и внешние, отвечающие за работу с различными контрагентами — поставщиками, покупателями и т. д. (39%).

Каковы показатели оценки прогресса/успешности реализации инициатив по цифровой трансформации?

Главными показателями эффективности трансформации респонденты считают повышение удовлетворенности клиентов (60%) и сокращение затрат (58%). В то же время пункт «появление новых продуктов/услуг», входящий в определение самой цифровой трансформации, существенно отстал (49%).

Что касается препятствий на пути к переменам, то около 40% голосов набрали почти все предложенные варианты: «отсутствие согласованной стратегии», «недостаточная поддержка со стороны высшего руководства», «неспособность наглядно продемонстрировать окупаемость инвестиций», «трудности реализации в масштабе всей организации из-за разобщенности подразделений», «недостаток специалистов с необходимыми квалификациями». Реже всего опрошенные упоминали «проблемы с бюджетом» (31%) и «неготовность ИТ-департамента поддерживать преобразования» (18%).

...и на практике

Респондентов также попросили ответить на практические вопросы: о том, как обстоят дела с цифровой модернизацией в их собственных компаниях.

Как выяснилось, 48% опрошенных полагают, что у них уже осуществляются в той или иной степени проекты по цифровой трансформации, еще 35% в настоящий момент определяются относительно стратегии. Еще 10% полагают, что новая концепция в целом понятна руководству компании, но воплощать ее в жизнь пока не планируется.

В ближайшие два года цифровая трансформация станет приоритетным процессом в 45% организаций. Более важными задачами были названы «повышение ориентированности на клиентов«(62%) и «разработка новых продуктов и услуг» (52%).

Как бы там ни было, через два года положение вещей существенно изменится: 25% респондентов считают, что цифровые технологии трансформируют весь бизнес, 45% — что изменятся основные бизнес-функции, а 21% полагают, что изменятся какие-либо отдельные направления деятельности (еще 9% полагают, что к 2019 году в их компаниях только начнут изучать перспективы цифровой трансформации).

Каким будет, по вашим оценкам, прогресс вашей организации в цифровой трансформации в ближайшие два года?

Большинство респондентов уверены, что технологическая революция требует улучшения соответствующего «обмундирования» компаний. Сейчас, оценивая по пятибалльной шкале отдельные технологии, являющиеся составной частью цифровой трансформации, опрошенные сочли, что в среднем им лучше всего удается хранить данные (3,8) и обеспечивать их конфиденциальность и защиту (3,7). Способность организаций работать с данными, особенно неструктурированными, анализировать их, превращать полученные знания в реальное подспорье бизнесу опрошенные оценили гораздо ниже — менее чем на «троечку».

В то же время без продвинутой аналитики соцсети, Интернет вещей и другие источники данных попросту бесполезны. Опрошенные это понимают: как указывалось выше, аналитику считают ключевой технологией почти две трети из них.

Но в главном-то они сходятся

Из респондентов, принявших участие в исследовании, можно выделить две крупные группы — по размеру (предприятия численностью более 500 человек) и по сфере деятельности (финансовые структуры). Их ответы отличались от ответов представителей других организаций, хотя и не слишком значительно.

Крупные компании предсказуемо продвинулись по пути цифровой трансформации дальше — почти в 60% из них уже идут проекты по модернизации инфраструктуры и бизнес-процессов (против 48% во всей выборке), при том что оптимистов там немного меньше (80% вместо 86%). При разработке стратегий трансформации руководство этих организаций склонно к большей централизации. Кроме того, их топ-менеджеры втрое меньше, чем в среднем (7%), считают полезным привлекать к ее созданию ИТ-департамент.

В финансовых организациях больше оптимистов (91%), в них больше доля тех, кто считает цифровую трансформацию стратегической задачей ближайших лет (56%). Важность изменения подхода к работе с клиентами упомянули почти 70% опрошенных. В этих компаниях меньше жалуются на непонимание начальства, неспособность показать окупаемость инвестиций в инновации и соответственно на проблемы с бюджетом. При этом респонденты из этой отрасли несколько выше оценивают технологическую готовность своих ИТ-систем к цифровой трансформации.

Тем не менее в двух главных пунктах восприятия цифровой трансформации все опрошенные сходятся. Процент ответивших «находимся на этапе определения целей цифровой трансформации» и «уже реализуем проекты цифровой трансформации» у разных типов компаний примерно одинаков: 83% у выборки в целом, 86% у финансовых структур, 88% — у крупных компаний. Через два года трансформируются полностью или частично 85% крупных компаний, 91% общей выборки и 98% «финансистов». Разброс несколько выше, но ведь за два года на ИТ-рынке могут народиться новые подходы или существенно модернизироваться старые. Например, в цифровую трансформацию наверняка включатся решения, опирающиеся на виртуальную и дополненную реальность.

Еще одно сравнение можно провести, сопоставляя, насколько это возможно, ответы российского исследования и упомянутого выше глобального исследования HDS и Forbes. С учетом, конечно, не только географических различий, но и того, что респондентами Forbes был широкий спектр представителей топ-менеджмента, а российских исследователей — исключительно руководители ИТ-служб.

Зарубежные «топы» видят среди важнейших инвестиционных приоритетов различные технологии (две верхние строчки по 51% каждая), российские ИТ-специалисты — повышение ориентированности на клиентов (62%) и разработку новых продуктов и услуг (52%).

В опросе Forbes главным катализатором успеха цифровой трансформации с почти двукратным отрывом от второго места стали опять-таки технологии (56%), в то время как у нас главными препятствиями названы различные организационные проблемы (четыре позиции в районе 40% каждая).

В целом получается, что бизнес-лидеры в деле цифровой трансформации вверенного им бизнеса считают главной техническую сторону. А ИТ-руководители — преодоление организационных неурядиц, полагая, что технологии к трансформации относительно готовы.

Есть, конечно и «общие ценности». Так, в первую тройку технологий, необходимых для цифровой трансформации, в обоих опросах входят облака, мобильность и аналитика, хотя и в разном порядке.

Потребности в трансформации

Стоит признать, что в большинстве случаев бизнес консервативен. В любую эпоху, не исключая нынешнюю, провозглашаемую эпохой цифровой трансформации, для обеспечения роста руководителям нужно прежде всего повышать удовлетворенность клиентов, выводить на рынок новые услуги, совершенствовать внутренние бизнес-процессы и способы работы с контрагентами.

Процесс «оцифровки» бизнеса, то есть эволюционного улучшения уже существующих продуктов и услуг за счет внедрения информационных технологий, идет не один десяток лет. И технологии, входящие в определение цифровой трансформации при этом активно используются. Поэтому, для того чтобы донести концепцию необходимости внедрения инноваций бизнес-менеджменту, необходимо показать революционный характер перемен вследствие синергии уже используемых технологий.


Теги: показывать на главной Самое интересное Облачные сервисы Большие Данные Корпоративная мобильность Интернет вещей HDS Hitachi Цифровая трансформация OSP Data
На ту же тему: