Социальные инновации: технологии, которые улучшают жизнь

13:40 14.07.2016 (обновлено: 18:46 06.07.2016)  |    1712 прочтений



Внимание бизнеса к социальным инновациям становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности: компаниям приходится делать инвестиции в них сейчас, чтобы удержаться на рынке в недалеком будущем.

Предназначение социальных инноваций — делать жизнь людей лучше. О том, почему бизнесу стоит внимательно следить за эволюцией человеческих потребностей и предоставлять клиентам максимально удобные для них услуги, рассказывает Боб Пламридж, генеральный технический директор Hitachi Data Systems (HDS) в регионе EMEA.

Боб Пламридж
Боб Пламридж: «Именно решение, принятое бизнесом, должно стать движущей силой технологического развития предприятия, а не наоборот»

Что вы вкладываете в понятие «социальные инновации» и какое место отводите в них технологиям?

Социальные инновации — это комбинация высоких технологий и конкретных решений, предназначенных для общества. Например, сегодня больницы могут предоставлять персонифицированные медицинские услуги: медобслуживание не строится на основе какой-то общей модели, а приспосабливается к нуждам каждого конкретного пациента. Аналогичным образом можно подобрать и другие инновационные решения для любых жизненных ситуаций.

Еще одно направление социальных инноваций — отслеживание общественных потребностей и настроений. К примеру, в Великобритании власти обеспокоены резким увеличением смертности среди молодого поколения людей. Правительству и обществу важно понимать, почему так происходит. Возможно, дело в том, что они слишком много времени проводят в Интернете, вместо того чтобы укреплять здоровье, занимаясь спортом, а может, проблема кроется в чем-то другом. Чтобы повлиять на ситуацию, нужно собрать данные, проанализировать их, выявить причину проблемы и затем определить порядок дальнейших действий. В случае обнаружения какой-либо закономерности стоит принять соответствующие меры. Негативные последствия могут иметь, например, недостатки в системе образования и неправильное или неполноценное питание. Вероятно, многих родителей стоит научить основам здорового питания: не потреблять слишком много сахара, соли и полуфабрикатов, есть больше свежих фруктов и овощей. Именно так технологии помогают распознать задачу, которую ставит перед ними само общество, и быстро решить ее.

Каковы основные движущие силы социальных инноваций?

Очень часто движущей силой изменений становятся деньги: вы предоставляете некий объем услуг отдельным гражданам и оцениваете, что при этом происходит с совокупными расходами — увеличиваются они или нет. И вновь пример из области здравоохранения. Мы знаем, что с возрастом люди тратят все больше денег на заботу о своем здоровье. Вопрос: что можно предпринять в отношении молодых людей, чтобы со временем им не приходилось тратить так много средств на сохранение хорошего самочувствия? Некоторые исследователи сегодня приходят к выводу, что если мы не предпримем действенных мер в ближайшие десять лет, то уже довольно скоро многим странам придется тратить до 80% собираемых налогов на поддержание здоровья своих граждан. Разумно инвестировать необходимые средства сейчас, чтобы избежать огромных затрат через 10, 20, 30 лет.

В чем ценность социальных инноваций для бизнеса? Выгодно ли предприятиям вкладываться в социальные инновации?

Рассмотрим простой пример. Дело в том, что традиционный банковский сектор постепенно исчезает: для выполнения каких-либо операций клиенту больше не нужно посещать здание банка. Чтобы обеспечить рост основных показателей, банкам приходится менять свои бизнес-модели. Многие из них стоят перед выбором: либо инвестировать средства сейчас, чтобы не отстать от конкурентов, либо сегодня сэкономить, но в перспективе иметь серьезный риск банкротства. Такие компании, как PayPal или Alibaba, создали бизнес-модели, в основе которых лежат инвестиции не в огромные здания, а в ИТ-оборудование. Практически все, что нам нужно от банков, мы можем получить с помощью мобильных платформ. Более консервативные банки сегодня предоставляют оба вида доступа к услугам — и обслуживание в офисах, и дистанционное обслуживание через Интернет. Но если у клиента совсем не будет возможности пользоваться услугами удаленно, он найдет другой банк. Новое поколение хочет использовать мобильные приложения и компьютеры, осуществляя любые финансовые операции за пару секунд. Сегодня невозможно найти на рынке банк в том виде, в каком мы помним его пять или семь лет назад – он бы просто не выжил в современных условиях.

Каково место Интернета вещей в социальных инновациях?

Интернет вещей — это компонент сбора данных. Возможность подключить к сетям различные устройства позволяет узнать, что происходит с самыми разными объектами. Например, что с моей рукой, не пора ли мне обратиться к врачу? В центральном медицинском репозитории хранятся данные множества пациентов, с помощью информации любой специалист-медик сможет точно оценить симптомы и поставить диагноз.

Кроме того, Интернет вещей позволяет собирать мобильные данные с датчиков, расположенных в автомобилях, на морских контейнерах и любых производственных объектах. Собранные данные приводятся к определенному формату и затем помещаются в репозиторий, после чего с ними могут работать аналитики.

Какие шаги помогут начать предприятию использовать социальные инновации?

Следует начать с вопроса: к чему мы стремимся, чего хотим достичь? Именно решение, принятое бизнесом, должно стать движущей силой технологического развития предприятия, а не наоборот.

Вспомним истории успеха современных цифровых предприятий и спросим себя: «Что нужно моему бизнесу? Хочет ли мой банк предоставить клиентам удаленный доступ к счетам и дать им возможность переправлять деньги из банка в банк с помощью Интернета?" Для этого мне потребуется не большое здание, а приложение, способное работать на компьютерах, планшетах, смартфонах — любых устройствах, которые имеются в распоряжении моих клиентов.

Какой вы видите роль Hitachi в развитии социальных инноваций?

Мы верим, что находимся на своем месте. Мы используем Интернет вещей в отраслевых решениях на протяжении последних пяти-шести лет. Наша компания производит оборудование, которое порождает данные, у нас есть системы, способные эти данные хранить, и решения, помогающие их анализировать. Немногие компании могут похвастаться столь широким спектром отраслевых решений: мы создаем технологии для железнодорожного транспорта, здравоохранения, автопроизводителей, банков... Анализ данных для разных отраслей серьезно отличается, но мы продолжаем заниматься разработкой как узкоспециализированных, так и универсальных решений. По сути, нашим клиентом может стать любая компания, вставшая на путь цифровой трансформации: Hitachi всегда помогает своим клиентам адаптироваться к новой информационной среде.


Теги: инновационные технологии HDS Hitachi Цифровая трансформация Цифровая трансформация. Практическое руководство
На ту же тему: