Завод на дому и экономика бесплатности

Игорь Липсиц и Андрей Филатов вместе с участниками форума DataTalks обсудили приметы экономики будущего.

Источник: Navicon


16:38 10.10.2016   |   5163 |  Наталья Дубова |  «Открытые системы»

Рубрика Предприятие



На форуме Navicon.DataTalks бизнесу посоветовали приспосабливаться к новым экономическим моделям.

Организованный компанией Navicon форум DataTalks в предыдущие годы проводился под названием IBM Cognos Live Forum. На этот раз прямые отсылки к аналитической платформе IBM из названия мероприятия исчезли, но его основное содержание по-прежнему оказалось связано с практикой применения этого и других решений компании — партнера Navicon в области управления данными и аналитики. В спектр представленного отраслевого опыта вошли фармацевтика, нефтегазовая индустрия, тяжелая промышленность, а также производство товаров повседневного спроса, сельское хозяйство, ретейл, финансы.

Тем не менее организаторы попытались на открытии форума выйти за рамки обсуждения достижений в использовании продуктов конкретного вендора. И хотя заявленной панельной дискуссии «Конкуренция будущего – это война алгоритмов и искусственного интеллекта?» на самом деле не получилось, поскольку не было столкновения разных мнений и живого диалога, в выступлениях ее участников прозвучали интересные мысли по поводу роли революционных технологий в экономике будущего.

Доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики Игорь Липсиц рассказал о новых тенденциях в современном бизнесе, среди которых сокращение числа стран с высоким инновационным потенциалом. Россия, по мнению Липсица, окончательно выпала из группы стран, где концентрируются инновации, и со своими разработками будет вынуждена выходить на рынки либо зрелые, либо растущие. А это значит (нетипичный для представителей отечественного научного сообщества вывод), что нам нужно делать ставку не на прорыв в области технологий, а на быстрое освоение передовых методов менеджмента и маркетинга.

В недалеком уже будущем все большую роль в экономике будет играть производство цифрового продукта, которое обладает своими особенностями по сравнению с традиционным производством, в том числе нулевыми маржинальными издержками (например, при огромных капиталовложениях стоимость производства дополнительной копии Windows равна нулю). «Придется научиться жить в этом странном мире, где еще не вполне понятны принципы ценообразования», — заметил Липсиц. Более того, потребители привыкают к возможности получать цифровой продукт – музыку, фильмы, не платя за него, и часто считают эту модель единственно правильной.

Появление «экономики бесплатности» – еще одна примета современного бизнеса, которая пока несет ему большие потери. Но остановить ее уже не удастся, а потому нужно искать модели генерации прибыли даже в этих условиях. Показательно, заметил Липсиц, что на одном из известных торрент-сайтов недавно появился раздел, откуда можно скачать программы для изготовления продуктов на 3D-принтерах. Кстати, появление этих принтеров породило неожиданную тенденцию: создание ценности начало перемещаться из традиционых отраслей в малый и даже домашний бизнес, получивший благодаря новым технологиям возможность выпускать продукцию, которая раньше была по силам только мощным производствам.

Таким образом, можно сделать вывод, что под воздействием цифровых технологий появляются и будут возникать совершенно новые экономические модели, к которым бизнесу придется адаптироваться. Чтобы преуспеть в этом, Липсиц посоветовал учиться «диагностировать» клиента, оценивая его потребности и управляя его поведением, и втягивать его в процесс создания продукта. По его выражению, бизнесу теперь надо работать по принципу шведского стола: не искать потребителя под созданный продукт, а предлагать товар под потребителя, постоянно анализируя, что ему нужно.

Скорость анализа и возможность обрабатывать очень большие объемы данных сегодня дают очевидные конкурентные преимущества, отметил генеральный директор IBM Россия Андрей Филатов. Но компаниям по-прежнему не удается извлекать ценность из огромных залежей своих данных, и происходит это прежде всего потому, что им не хватает вычислительных мощностей и интеллектуальных инструментов. В IBM видят выход в применении машин с когнитивными способностями, которые развивают свой «интеллект» с каждой очередной итерацией работы с данными. Комплекс IBM Watson, по словам Филатова, уже хорошо знаком российским топ-менеджерам, и сейчас главный вопрос – где и для каких задач его можно применять? Несмотря на то что эта когнитивная платформа пока не говорит по-русски, многие ее сервисы будут полезны нашему бизнесу, заверил Филатов.


Теги: IBM Когнитивные вычисления Цифровая трансформация Цифровой маркетинг Цифровая экономика
На ту же тему: