Совет да ИТ

Дмитрий Назипов: «Цифровая трансформация – это больно и дорого, но необходимо»


09:36 05.06.2017   |   3132 |  Ирина Шеян |  «Директор информационной службы»

Рубрика Предприятие



Как полагают участники совместного заседания двух комитетов АМР, советы директоров должны принимать непосредственное участие в формировании стратегии цифровой трансформации, ставя перед менеджментом вопросы, задающие соответствующие направления его работы.

Информационные технологии становятся ключевым фактором в достижении целей бизнеса, а потому управление ими поднимается с оперативного уровня на стратегический. И советы директоров должны принимать самое непосредственное участие в формировании стратегии цифровой трансформации, ставя перед менеджментом вопросы, которые задают направления его работы в этой области. Таков главный тезис совместного заседания двух комитетов Ассоциации менеджеров России – по ИТ и по корпоративному управлению и инвестициям.

Игорь Беликов, руководитель Российского института директоров, считает, что в работе советов директоров безусловный приоритет должен отдаваться увеличению внутренней эффективности бизнеса, а не соответствию международным стандартам управления и повышению внешней инвестиционной привлекательности. Необходимо следить за профессиональным развитием менеджмента в сферах, определяющих долгосрочные конкурентные преимущества. Обязательно также внедрение практик, технологий и инструментов работы совета, которые «повышают экономическую ценность управленческого процесса». В каждой из ключевых сфер ответственности совета директоров его работа должна фокусироваться на нестандартных подходах к пониманию и решению проблем, а также на том, какие последствия для бизнеса могут принести глобальные тенденции в области ИТ.

Основными стратегическими направлениями использования ИТ Беликов назвал интеграцию процессов и бизнесов компании, формирование сквозных процессов, от заказа, проектирования и производства до сбыта и обслуживания, создание новых товаров, услуг и способов их доставки, персонализацию взаимоотношений с клиентами, а также образование экосистем бизнеса и компаний-платформ, связывающих провайдеров, потребителей и производителей.

На заседаниях совета директоров следует прояснить, какую экономическую ценность для компании может создать примененение ИТ на каждом из этих направлений, кто являются отраслевыми лидерами в этих областях, изучает ли компания их опыт и какие уроки из него извлечены.

Примером того, как ИТ используются в целях интеграции, может служить глобальная интеллектуальная система управления станками для обработки камня, построенная итальянским производителем Breton на экосистеме Microsoft. Система позволяет покупателям, 85% которых находятся за пределами Италии, подключаться к удаленным серверам центра управления. Работа станков управляется программно-логическим контроллерами, подключенными к человеко-машинному интерфейсу. Выйдя в сеть, оператор станка может выбрать нужную спецификацию для производства отдельного продукта, которая автоматически загрузится в контроллер. Никакой ручной корректировки в процессе обработки камня не требуется. Центр управления осуществляет техподдержку онлайн – в форме чата, благодаря чему значительно сокращаются расходы на обслуживание оборудования. Тайваньская компания Lido Stone Works, интегрировавшая станки Breton в единый комплекс со своим подразделением дизайна, добилась роста производительности на 30%, а выручки – на 70%.

В частности, нужно ответить на вопросы, появляются ли в отрасли сетевые платформы и какова вероятность расширения сферы деятельности тех платформ, которые ранее не затрагивали рынок компании? Какие возможности есть у компании для создания сети, экосистемы с вовлечением участников других отраслей и рынков, дополняющих существующую бизнес-модель?

Совет директоров должен смотреть на деятельность компании через призму новых проблем и возможностей, постоянно собирать, анализировать информацию и добиваться от менеджмента ясных ответов на эти вопросы. При этом не стоит забывать, что новые возможности порождают новые риски и их цена для бизнеса постоянно растет, поэтому вопросы управления ИТ-рисками тоже нужно поднять на уровень совета директоров, полагает Беликов.

«Собственник может приводить в совет директоров людей, которые не только владеют профессиональными знаниями об ИКТ, но и понимают, как превратить эти знания в управленческие технологии и бизнес-процессы», – отметил он.

Больно, но нужно

ИТ радикально меняют принципы ведения бизнеса во многих отраслях, поэтому следует говорить не об использовании технологий, обеспечивающих деятельность компании, а о цифровой трансформации, перестраивающей самые основы этой деятельности, подчеркнул Дмитрий Назипов, длительное время в ранге старшего вице-президента курировавший направление ИТ в ВТБ, а в мае перешедший на аналогичную должность в «Газпромбанк».

В России примером организации, ломающей привычные модели бизнеса, может служит банк 'Тинькофф Кредитные системы', изначально созданный как цифровая компания и ориентированный на полностью дистанционное обслуживание клиентов. Очевидно, что трансформация ждет и традиционные банки.

«Это больно и дорого, но необходимо», – уверен Назипов. Сейчас на рынке имеется огромное количество банковских клерков, но очень не хватает банковских айтишников и технологов. Банк, который не инвестирует в создание ИТ-систем, не концентрирует персонал и поддержку, неизбежно проигрывает в постоянно обостряющейся конкуренции, так как доступ к финансовым сервисам предельно упростился. По словам Назипова, вскоре падет и последний рубеж на пути к полностью цифровому банку — будет регламентирована удаленная идентификация клиента для открытия счета. Банк исчезает как физический объект, становясь кнопкой в смартфоне или в электронном магазине. При этом термин «лояльность» утрачивает смысл, поскольку качественный сервис должны обеспечивать все. Конкуренция останется на уровне интерфейсов и десятых долей процента от ставок по кредитам и депозитам, а бренды потеряют свое значение. Все больше размывается понятие приватности, фактически происходит обмен приватности на удобства.

«Банкинг становится сервисом – прозрачным, незаметным, дешевым и легким», – отметил Назипов. По его мнению, цифровая трансформация бизнеса, которая сейчас особенно заметна в банкинге, телекоме и торговле, неизбежна и в большинстве других отраслей. И советы директоров должны побуждать менеджмент, который пока больше интересуется финансовыми результатами очередного квартала, к формированию долгосрочной стратегии цифровой трансформации, а не только ИТ-стратегии. При этом членам совета директоров очень важно самим тестировать сервисы своей компании в качестве клиентов.

Для «дорогих людей»

По данным зарубежных исследований, руководители высшего звена проводят на различных заседаниях до половины своего рабочего времени, при этом почти 30% участников совещания не следят за его ходом. В то же время топ-менеджерам, которым необходим доступ к самым чувствительным и концентрированным данным компании, нередко не хватает специальных инструментов, агрегирующих довольно простые функции (планирования, голосования, пометок, поручений), но связанных с другими управленческими системами компании.

К примеру, в АФК «Система» пять лет назад начали разрабатывать с помощью партнеров систему принятия решений, включающую рабочий веб-кабинет для членов совета директоров, и вскоре готовятся запустить ее обновленную версию на новой технологической платформе. По словам руководителя секретариата cовета директоров АФК «Система» Игоря Петрова, система должна «повысить эффективность работы 'дорогих' людей».

А в Сколково для автоматизации работы коллегиальных органов управления разработали систему поддержки «вопросооборота» – Boardmaps. Система интегрирована с почтой, календарем и системой ВКС, а также имеет открытые интерфейсы для интеграции с другими корпоративными системами, например с ERP. Как утверждают разработчики, помимо удобства для участников заседаний совета директоров, ее использование сокращает время подготовки заседаний, повышает эффективность их проведения и даже исполняемость решений. По словам Алексея Асафьева, коммерческого директора «Дэшборд Системс», cистема стоимостью в несколько миллионов рублей окупается меньше чем за год.


Теги: Цифровая трансформация Ассоциация менеджеров России